Щебень и его применение в дорожном строительстве

Из немалого количества природных материалов, применяемых в дорожном строительстве, щебень является одним из самых главных.

Цифры по объемам производства щебня в России колоссальны – они составляют более 3 млрд. кубометров в год. Примерно 5 % от данной суммы принадлежат России, а около 70 млн.м3 щебня ежегодно используется в дорожном строительстве.

Строительство автомобильных дорог обходится недешево – расходы на строительные материалы превышают 60 % от общей стоимости. Качество приобретаемых материалов играет важнейшую роль при производстве дорог, ведь ни что иное как качество, а, следовательно, надежность и безопасность дорог является главным критерием при их строительстве.

От качества дорог зависит очень многое, первое, и самое главное, – это безопасность движения, второе – экономическая эффективность транспорта и его потребительские свойства, а именно коэффициент сцепления, ровность и т.п., третье – долговечность сооружений.

Самые высокие требования и не менее высокий контроль применяются к щебню, используемого для верхних слоев дороги. Его степень устойчивости должна находиться на высочайшем уровне, ведь именно на верхний слой дорожной одежды приходится больше всего негативных факторов. Ухудшить функциональные свойства дорожного покрытия могут различные природные факторы, способные ослабить характеристики материала, на что «готов» и непрерывный контакт с транспортом, приводящий ее к механическому истиранию.

Дорожный строительный щебень делится на две группы:

  • К первой группе относятся осадочные скальные и рыхлые горные породы – это известняк, доломит и остальные породы, имеющие фракции 5-20, 20-40, 40-70, 0-4, и 0-70мм. Данный вид щебня применяется для устройства нижних слоев дороги.
  • Ко второй группе относятся метаморфические и магматические горные породы – это гранит, диабаз, габбро, имеющие фракции 5-20 и 20-40мм. Данный вид щебня используется для нижних слоев дорожных покрытий.

Не стоит забывать о наличии в щебне такого важного качества как радиоактивность. При строительстве дорог чаще всего используется гранитный щебень, степень радиоактивности которого принадлежит II классу (от 370 до 740 Бк/кг).

Наши партнеры